Поднятие морали рыцарей церковью

В десятом веке во Франции появилось обновительное движение. Оно было основано в бенедиктинском монастыре Клуни и постепенно способствовало появлению различных реформ в европейских государствах. В подобных реформах западная Церковь начала выступать в качестве мирового законодателя. Такое преобразование в то время гласило о Божьем мире, то есть о том, что направлено против произвола рыцарства.


Понятие «Божий мир» означало следующее. Каждый рыцарь должен был строго исполнять свои христианские обязанности. В случае такого выполнения папа Римский не отлучал никого от Церкви. Вместе с этим, человека не предавали вечному проклятию, если он старался сохранить «Божий мир». Под охраной находились церкви, места паломничества, рынки и другие объекты. Именно они должны были быть защищены рыцарством. Также рыцарям следовало охранять священников, монахов, женщин от иноверных людей.

Другой формой «Божьего мира» являлось «Божье перемирие». Согласно нему, в некоторые периоды нельзя было использовать оружие, так как это запрещалось церковью. К этому времени относились постные дни, праздники Пасхи и Рождества. Наряду с этим, оружием запрещалось пользоваться во время, предшествующее Рождеству и в период с вечера среды и до утра понедельника.

Для того чтобы рыцарство соблюдало «Божий мир», Церковь грозила ему истинным наказанием. Она обещала ослушавшимся людям высший суд и вечное наказание. Вместе с этим, церковная организация призывала благочестивых рыцарей помочь ей. Ведь стране нужен был «Божий мир», несмотря ни на что, даже если и пришлось бы воспользоваться оружием.

Эта позиция была совершенно новой по сравнению с той, которая ей предшествовала. До этой точки зрения считалось, что Церковь не признавала использование оружия, даже для добрых поступков. Теперь Церковь говорила о том, что рыцарство должно вести справедливую борьбу с теми, кто против Бога.

Подобный поворот, вызванный словами Церкви, сильно изменил самосознание первых всадников. Теперь рыцарство могло одновременно заниматься войной и делать добрые поступки, что благословлялось Церковью. Эта позиция очень понравилась рыцарям, так как они становились борцами за христианскую веру. Так, церковная организация сотворила идеал рыцаря-христианина, о котором всадники раньше и не слышали.

Впоследствии Церковь начала благословлять оружия тем воинам, которые желали сразиться со своими противниками, и создала специальные правила. Эти правила рисовали образ настоящего христианского рыцаря и были написаны учеными того времени. Одним из ученых-богословов был епископ Бонизо фон Сунтри. Он считал, что рыцарь должен быть абсолютно предан своему господину и не жалеть свою жизнь за него. Также воин должен был побеждать врагов веры и еретиков, которые появлялись в стране.

Таким образом, церковники создали идеал воина-борца за справедливую жизнь. Это казалось им верным для последующего решения задач Церкви.